← Назад

Название статьи: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (к проблеме рецепции древнерусского текста в «Рассказе вдовы» Я. П. Полонского)
Автор(ы):

РЕШЕТОВА А. А.

Рубрика: Языкознание и литературоведение
Год: 2015
Номер журнала: № 1, (35)
Страницы: 83-100
Индекс УДК: 882 (09)
Индекс ББК: 83.3 (2=411.2)4 + 83.3 (2=411.2) 52
Аннотация: Концептуально статья связана с формирующимся в современном литературоведении представлением о Я. П. Полонском как творческой личности, совместившей в своём поэтическом и прозаическом наследии повествовательное начало с лирическим, эпический подход к воссозданию бытописательного колорита жизненных явлений с их онтологическим смыслом и проникновением в духовную жизнь человека. Акцент сделан на очевидности православной основы творчества Полонского вкупе со склонностью к сфере иррационального, интуитивному осмыслению мира, что отвечает напряжённой рефлексии поколения, духовным и нравственным исканиям эпохи. Основным материалом для уточнения мировосприятия и мироощущения писателя может стать проза 1860-х гг., насыщенного и драматичного этапа творческой и личной жизни писателя, вызывавшая противоречивые отзывы в литературной критике и не столь часто привлекающая исследовательское внимание. Исследование текста «Рассказа вдовы» (1869) разнопланово представляет прозу писателя, в частности, показывает свойственный ей психологизм в сочетании со стремлением отразить личный внутренний путь и жизненные впечатления, а также посредством художественных средств показать драму современного человека. В связи с этим актуализируется проблема авторской поэтики и авторской субъективности (не случайно ещё критики XIX в. отзывались о Полонском как о писателе, личностно ориентированном, склонном к субъективности), что направляет исследование на изучение творческой индивидуальности автора и специфики созданного им художественного мира. Продуктивно выявление в «Рассказе» разных видов рецепции: от коммуникативного диалога до интертекста (рецепций, аллюзий, цитации), установление типологических и текстуальных связей «Рассказа» с древнерусской словесностью поучительной и агиографической («Повесть о Петре и Февронии»), параллелей с ветхозаветными книгами («Книга песни песней Соломона»). Особое внимание следует обратить на созданный в «Рассказе» тип смиренной жены. Именно он отражает представления автора о семейном православном быте, глубоко вобравшем истинные христианские ценности, и обнаруживает идеал христианской семьи и любви с опорой на самоотречение и жертвенность, на «диалоговое» («двуголосное») единение любящих. Звучащая в тексте идея о вечной силе любви, основанной на вере и смирении, благочестии и верности супружескому долгу, о внутреннем благородстве и особом «уме души» позволяет почувствовать веру писателя в человека, который способен к совершенствованию и Преображению посредством сближения с образом и подобием Божьим. Лежащая в основе мировосприятия Полонского православная антропология позволяет говорить о перспективности изучения его творчества в границах антропоцентрической и христоцентрической парадигм современной филологии, что позволило углубить современные представления о творчестве писателя и его значения в национальном литературном наследии.
Ключевые слова: ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ПРОЗА Я. П. ПОЛОНСКОГО, "РАССКАЗ ВДОВЫ", ПРОБЛЕМА РЕЦЕПЦИИ, ДРЕВНЕРУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
Cписок литературы: 1. Аверинцев С. С. Лирические жанры //История всемирной литературы: в 8 т. М.: Наука, 1983. Т. 1. С. 286-290. 2. Бахтин М. М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1997. Т. 5. 732 с. 3. Бахтин М. М. «Слово в романе»//URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/slov_rom.php (дата обращения: 21.11.2014). 4. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М: Республика, 1996. 336 с. 5. Вовк О. Энциклопедия знаков и символов. М: Вече, 2006. 528 с. 6. Вьюшкова И. Г. Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я. П. Полонского: авто-реф. дис. … канд. филол. наук. СПБ., 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/motivnyi-kompleks-sna-v-poezii-i-proze-yap-polonskogo (дата обращения: 01.11.2014). 7. Гавриленко Т. А. Концепция «чистого искусства» в историко-литературном контексте середины XIX века: критико-эстетическая мысль и поэтическая практика: дис. … д-ра филол. наук. Уссурийск, 2003. 187 с. 8. Гапоненко П. А. Поэзия «чистого искусства»: традиции и новаторство: дис. … д-ра филол. наук. Орел, 2011. 257 с. 9. Гаричева Е. А. Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков: дис. … д-ра филол. наук. М., 2009. 456 с. 10. Гече Г. Библейские истории. М.: Изд-во полит. лит., 1990. 318 с.
PDF файл:   Скачать