← Назад

Название статьи: Ф. М. Достоевский и рождение русского экзистенциализма. Человек из «подполья»
Автор(ы): ПАВЛЕНКО А. Н.
Рубрика: Философия, этика и религиоведение
Год: 2015
Номер журнала: № 1, (35)
Страницы: 11-25
Индекс УДК: 1(091)
Индекс ББК: 87.3
Аннотация: Представлен анализ предпосылок и причин возникновения русского экзистенциализма в трудах Ф. М. Достоевского. Показано, что проблемы «экзистенциализма» осознаются Ф. М. Достоевским как реакция на гуманистические идеалы европейской культуры XV-XIX столетий. Приводится определение понятия «гуманизм». «Гуманизм» - это такая система мировоззрения, которая в качестве высшей ценности рассматривает человека. С целью выявления существенных признаков «гуманизма» рассмотрены идеалы гуманизма с мировоззренческой, юридической, научной и религиозной точек зрения. Выявление этих признаков позволило зафиксировать основные представления о человеке, сформировавшиеся в эпоху Возрождения: 1) человек богоподобен; 2) человек занимает исключительное место во Вселенной; 3) человек выше всей природы; 4) человек - существо, которому природа отдана в обладание; 5) человек должен стать богом, в пределе сам и есть «бог», т. е. высшая ценность. Явное выделение основных положений библейского гуманизма позволило провести процедуру их секуляризации, что в свою очередь позволило зафиксировать исходную точку философской концепции Ф. М. Достоевского: человек - это бывший недообожившийся «царь» природы.
Ключевые слова: ДОСТОЕВСКИЙ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ГУМАНИЗМ, СВОБОДА, ВОЛЯ, НАУКА, АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Cписок литературы: 1. Достоевский Ф. М. Полное собрание художественных произведений: в 12 т. Рига: Жизнь и культура, 1927-1928. 2. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 384 c. 3. Павленко А. Н. Возможность техники. СПб.: Алетейя, 2010. 224 с. 4. Павленко А. Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М.: ИНТРАДА, 1997. 256 c. 5. Павленко А. Н. Онтологическая Пропись, рациональность и законность//Мир человека: нормативное измерение-3. Рациональность и легитимность. Саратов: СГЮА, 2013. С. 113-119. 6. Павленко А. Н. Пределы интерсубъективности. Критика коммуникативной способности обоснования знания. СПб.: Алетейя, 2012. 280 c. Page 24 7. Павленко А. Н. Принцип «наблюдаемости»: почему нереализуема теория бесконечной Вселенной?//Вестник РУДН. 2009. № 3. C. 5-15. 8. Павленко А. Н. Принцип наблюдаемости, «стадия эмпирической невесомости теории» (SEWT) и «конструктивный эмпиризм» (СЕ)//Вестник РУДН (Философия). 2011. № 3. С. 8-21. 9. Павленко А. Н. Теория и театр. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 234 с. 10. Попов И. В. Идея обожения в древневосточной Церкви//Вопросы философии и психологии. М.: Типо-литография Высочайше утвержденного Т-ва И. Н. Кушнерёв и Ко. 1909. № 02 (97), март -апрель. С. 165-213.
PDF файл:   Скачать