← Назад

Название статьи: Социокультурные аспекты мифотворчества потребительской культуры современной России
Автор(ы): ПЕТРАШ Е. В.
Рубрика: Философия и культурология
Год: 2014
Номер журнала: № 4 (34)
Страницы: 77-87
Индекс УДК: 304
Индекс ББК: 71.0
Аннотация: Исследование мифа, как исторически первой формы культуры и измерения человеческой души, занимает важное место в культурологии. Современное изучение мифа продиктовано естественной потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия. Благодаря универсализму массовой культуры, открытой для всех социальных страт, этносов и конфессий, благодаря её возможностям и масштабам тиражирования, основанных на новейших информационных технологиях, мифотворчество приобретает всё более востребованный и актуальный характер, в частности, как инструмент культуры потребления. Миф же, как первоформа сохранения и передачи информации, как механизм формирования ментальных установок, по-прежнему выполняет свои социокультурные функции, воспроизводя как старые архетипы, так и создавая новые, обусловленные современными потребностями, а именно ценностными установками массового потребителя. Естественно, вызывают научный интерес технологии производства мифов потребительской культуры, а также трансформация традиций, архетипов и культурных героев в процессе этого производства.
Ключевые слова: массовая культура, потребительская культура, мифотворчество, функции мифа, миф, традиция, архетип, культурный герой, мифологема, культурология
Cписок литературы: 1 Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. 351 с. 2 Брусницын Н. А. Информационная война и безопасность. М.: Вита-пресс, 2001. 280 с. 3 Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 2. С. 10–14. 4 Костина А. В. Реклама как современная мифология // Традиционная культура. Научный альманах. 2000. № 1. C. 76–81. 5 Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 688 с. 6 Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство–СПБ, 2004. 703 с. 7 Макаренко В. Современная потребительская культура толкает многих в сторону самоубийства. Ежедневная электронная газета Файл-РФ. URL: http://file-rf.ru (дата обращения: 10.08.2014). 8 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. 368 с. 9 Сайко Э. Ф. Миф — феномен социальной эволюции, этап становления и способ организации мышления // Мир психологии. 3003. № 3. С. 3–11. 10 Юнг. К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
PDF файл:   Скачать