← Назад

Название статьи: Художники русской эмиграции в критических высказываниях К. А. Сомова (на материалах его дневника 1925–1934 гг.)
Автор(ы): ГОЛУБЕВ П. С.
Рубрика: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Год: 2014
Номер журнала: № 3 (33)
Страницы: 211-218
Индекс УДК: 7.07
Индекс ББК: 85.1
Аннотация: Парижский дневник художника К. А. Сомова 1920-1930-х гг. - ценный, лишь фрагментарно публиковавшийся исторический источник. Находясь в средоточии важнейших для искусства русской эмиграции процессов, Сомов охотно знакомился с произведениями представителей самых разных течений и направлений: от наиболее радикальных модернистов Парижской школы (таких, как И. Пуни, М. Кикоин, М. Шагал) до приверженных традициям реалистического искусства членов объединения «Мир искусства» (З. Е. Серебрякова, А. Н. Бенуа и др.). Анализ дневников показывает, что вне зависимости от того, насколько сильно тот или иной упоминающийся в них художник отходит от миметического принципа, самым главным в искусстве Сомов видит содержательную наполненность произведений. При этом из дневников следует то, что сам Сомов не видит никакого общего идейного ядра в собственном искусстве. Этот парадокс заставляет по-новому взглянуть на творчество Сомова, объясняет внимание художника к объектному миру, декоративной поверхности вещей и человеческого тела. Он же способен по крайней мере отчасти объяснить, почему учившиеся у Сомова в 1930-х гг. молодые художники - Л. А. Успенский, В. И. Буданова, Г. И. Круг - не образовали вокруг своего наставника отдельной школы, а попали под влияние общества «Икона».
Ключевые слова: КОНСТАНТИН СОМОВ, РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ, ИСКУССТВО, ИСКУССТВО РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ, ПАРИЖ, ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА, КРИТИКА, ДНЕВНИК
Cписок литературы: 1 Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. М.: Искусство, 1979. 626 с. 2 СР ГРМ. Ф. 133. Д. 427. 3 СР ГРМ. Ф. 133. Д. 429. 4 СР ГРМ. Ф. 133. Д. 430. 5 СР ГРМ. Ф. 133. Д. 442. 6 СР ГРМ. Ф. 133. Д. 450. 7 СР ГРМ. Ф. 133. Д. 451. 8 СР ГРМ. Ф. 133. Д. 452.
PDF файл:   Скачать