← Назад

Название статьи: Народное искусство и целостность культуры. Аксиологический аспект
Автор(ы): ПОБЕДАШ И. Н.,
СИТНИКОВ В. И.
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Год: 2014
Номер журнала: № 3 (33)
Страницы: 90-103
Индекс УДК: 008.001+398
Индекс ББК: 71.1+82.3(2Рос)
Аннотация: Проблемы целостности культуры, её преемственного развития являются не только предметом теории искусства, культурологии, этнологии, но имеют практическое значение, связаны с жизнеспособностью народа. Целостным ядром культуры выступает система непреходящих традиционных ценностей. Средоточием традиционной системы ценностей является фольклор, понимаемый как совокупность всех художественных проявлений в традиционной культуре. Целостность культуры проявляется через соотношение традиции и новации, взаимодействие академического и народного искусства, проявление уникального и всеобщего. Принципиальное отличие исторической перспективы народного и академического искусства, с точки зрения соотношения традиционного и новаторского, состоит в том, что традиционность народного искусства определяется ценностно-эстетической и художественно-стилевой устойчивостью, в то время как путь развития академического искусства характеризуется сменяемостью стилей, как правило отрицающих предыдущие каноны. Ценности народного искусства, функционирующие как духовная реальность, обеспечивают целостность национальной художественной культуры. Одними из основных кри-териев целостности выступают «природность» и «народность» искусства. Сохранение этнической специфики эмоционально-ценностных отношений к миру, выраженных в художественной форме в народном искусстве, позволяет обеспечить уникальность, самобытность культуры. В числе коренных идей ценностно-смыслового содержания традиционного народного творчества выступают гармония человека и природы, сакрализация опыта предков и традиции. Народность искусства как выражение народного самосознания и мировидения позволяет судить о целостности национальной художественной культуры, представленной сферами народного и академического искусства.
Ключевые слова: НАЦИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, СИСТЕМА ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ, РЕГИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ ФОРМ КУЛЬТУРЫ, АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСКУССТВА, ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИЯ
Cписок литературы: 1 Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1967. 319 с. 2 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973. 254 с. 3 Лихачев Д. С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. № 3. С. 10–38. 4 Макаров К. А. О существовании и взаимодействии различных типов художественного творчества в век НТР // Проблемы народного искусства: сб. ст. М.: Изобразительное искусство, 1982. С. 34–45. 5 Некрасова М. А. Традиции и проблемы индивидуального в народном искусстве // Декоративное искусство СССР. 1974. № 5. С. 15–16. 6 Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. 344 с. 7 Некрасова М. А. О целостности и критериях ценностей // Творчество. 1977. № 10. С. 16–17. 8 Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство. 1985. №№ 1, 3.
PDF файл:   Скачать