← Назад

Название статьи: Метафизический смысл искусства Эль Греко
Автор(ы): БЫЧКОВ В. В.
Рубрика: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Год: 2014
Номер журнала: № 2 (32)
Страницы: 158-170
Индекс УДК: 75.03
Индекс ББК: 85.143(3)
Аннотация: Многие работы позднего Эль Греко отличаются сложной художественной организацией пространственно-временного континуума, что вызывает неоднозначное эстетическое восприятие и последующее понимание этих работ. Целью данного исследования является осмысление этого феномена. Проведённый анализ системы живописных средств выражения (композиции, колорита, деформаций человеческих фигур и предметов etc) больших алтарных картин позднего Эль Греко и его серий изображений апостолов (апостоладос) показывает, что метафизический смысл этого фактически главного пласта его творчества заключается в художественном выражении ощущения грядущего Апокалипсиса. Для этого испанский мастер помещает все изображаемые им события священной истории и образы апостолов в уникальный, не земной и не небесный, пространственно-временной художественный континуум. Его организации способствуют перегруженность композиции и, прежде всего, небесной сферы, сильно деформированными, предельно подвижными фигурами, контрастные колористические гаммы напряжённых, как правило, насыщенных тёмных цветов, тревожная организация облаков и туч, особые экспрессивные приёмы создания световой атмосферы и иных феноменов света.
Ключевые слова: искусство, живопись, Эль Греко, метафизический смысл искусства, апокалиптизм, символизм, образ, цвет, форма
Cписок литературы: 1 Алферов А. А. Зачем И. Кант интерпретировал мировую историю как целенаправленный процесс? // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки: Научно-образовательный и прикладной журнал. 2005. № 2 (130). С. 16–19. 2 Арендт Х. Лекции по политической философии Канта. СПб.: Наука, 2012. 303 с. 3 Быкова М. Ф. «Феноменология духа» как проект социальной онтологии // «Фено- менология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / отв. ред. Н. В. Мотрошилова. М.: «Канон-1», 2010. С. 292–313. 4 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000. 477, {2} c. 5 Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике // Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1968. Т. 1. С. 7–330. 6 Жучков В. А. «Коперниканский переворот» и понятие культуры у Канта // История философии. М.: ИФ РАН, 1998. Вып. 3. С. 29–54. 7 Жучков В. А. О «коперниканском перевороте» Канта и некоторых предрассуд- ках кантоведения // Историко-философский ежегодник – 2004. М.: Наука, 2005. С. 227–238. 8 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: в 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 7. С. 137–375. 9 Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч.: в 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С. 12–28. 70 10 Ланкин В. Г. Вариантность смысла и типология культур // Вестник Томского госу- дарственного университета. 2011. Вып. № 11. С. 180–186. 11 Ойзерман Т. И. Философия как история философии. СПб.: Алетейя. 1990. 448 с. 12 Сараф М. Я. Опыт типологии культуры. Голицыно: ГВИ ФПС РФ, 2003. 100 с. 13 Смирнов И. П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000. 544 с. 14 Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 240 с. 15 Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И. Г. Соч. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. С. 361–617. 16 Хейде Л. Осуществление свободы: введение в гегелевскую философию права. М.: Гнозис, 1995. 256 с. 17 Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1987. Т. 1. С. 227–489. 18 Шюс К. Sapere aude: философия образования Иммануила Канта // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: материалы Третьей междунар. науч. конф., 1–3 окт. 2008 г. / Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского [и др.]; отв. ред.: В. И. Разумов, д-р филос. наук. Омск: АнтропоТопос, 2008. Ч. 2. С. 191–202.
PDF файл:   Скачать
Иллюстрации:   Скачать