← Назад

Название статьи: ФИЛОСОФИЯ СТРАДАНИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Автор(ы): Лебедев В. Ю., Фёдоров А. В.
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Год: 2014
Номер журнала: 31
Страницы: 48-58
Индекс УДК: 1(128)
Индекс ББК: 87.6
Аннотация: Философское осмысление страдания неотрывно от изучения конкретного культурного праксиса, в этом случае философское умозрение становится координированным с реалиями культуры. Частным случаем проблемы страдания является боль, особенно у инкурабельных больных. Боль в этом случае сопряжена с процессом ухода как таковым, что позволяет соотнести разные виды боли со стадиями перехода (А. ван Геннеп). Опыт умирания, сопряжённый со страданием и болью, ставит человека в уникальную ситуацию, требующую не только нового осмысления, но и помощи со стороны, поскольку отделённость от мира живых воспринимается в этом случае очень остро. Боль выступает как редуцированный опыт смерти. Боль выступает сложным явлением, имеющим физиологические, психологические, экзистенциальные аспекты. Характер восприятия боли зависит и от культурных практик, куда относится медицина, и от личностных установок больного. Восприятие боли религиозными людьми обычно сопровождается наделением боли смыслом, вытекающим из отношений с Богом. Такие отношения помогают решить проблему финального одиночества, перед которой врачи обычно оказываются бессильными. Медикализированная культура современности, решив ряд проблем, связанных с болью, породила ряд новых, так что страдающий человек всё равно рискует остаться наедине со своими последними вопросами. Терминальные боль и страдания изменяют восприятие времени, пространства, коммуникативных стереотипов. Подготовленный уход выглядит как наиболее желательный, и здесь религиозный праксис мог бы быть востребованным более широко, что повлияло бы на восприятие боли и в качестве элемента самой жизни, а не только исхода из неё.
Ключевые слова: культура, лиминальность, медикализация культуры, редуцированный опыт смерти, социальные функции медицины
Cписок литературы: 1 Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная лит., 1999. 192 с. 2 Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Академический проект, 2009. 943 с. 3 Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. К.: София, 2001. 320 с. 4 Лехциер В. Л. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику переходности. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2007. 332 с. 5 Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с. 6 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 651 с. 7 Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств // Суицидология: Прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001. С. 353–359. 8 Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб.: Наука, 2000. 539 с. *
PDF файл:   Скачать